Финансы

Как будут работать ВУЗы с 1 сентября? Пересчитают ли стоимость обучения на дистанционке?

На данный момент официальной информации о том, как будут работать ВУЗы с 1 сентября, не имеется. Скорее всего, решение будет принято за несколько дней до начала учебного года. Возможно, что на очное обучение выйдет лишь часть ВУЗов, а остальные продолжат обучаться дистанционно. Все будет зависеть от эпидемиологической ситуации в каждом конкретном регионе. В некоторых регионах на данный момент идет заметное снижение заболеваемости, но вот в отдельных областях эпидемия еще в разгаре. Нельзя исключать и вторую волну, которую многие опасаются. Кроме того, для студентов-иностранцев, а так же русских студентов, находящихся за границей, которые по тем или иным причинам не смогли вернуться в Россию, будет предусмотрен дистанционный формат обучения. Таким образом, они смогут не пропустить занятия.

В дистанционном формате у нас обучались студенты во время карантина весной. Этот опыт понравился далеко не всем. Обучаться в режиме онлайн оказалось достаточно сложным как для учеников, так и для учителей. Кроме того после перехода на дистанционную работу многие студенты российских ВУЗов озаботились вопросом пересмотра платы за обучение, так как по их мнению стоимость дистанционного обучения должна быть ниже стоимости очного.

Есть ли экономия у ВУЗов?

Очевидно, что очная и дистанционная формы обучения различаются объемом контактной работы с преподавателем. Дистанционные программы так же имеют разные условия: от прямого включения из аудитории до записанных видеоуроков или текстовых материалов для самостоятельного изучения. Ясно, что самым дорогим вариантом обучения должен являться очный. Кроме того, дистанционное обучение позволяет экономить на обслуживании инфраструктуры, так как кабинеты учреждений не задействованы.

Еще с середины марта, когда из-за распространения коронавируса студенты перешли на дистанционное обучение, в соцсетях и на платформах с петициями стали появляться требования учащихся пересмотреть стоимость обучения.

«Несмотря на официально заявленную «цифровизацию» учебного процесса, зачастую всё сводится к выполнению заданий через учебные порталы без получения каких-либо новых знаний. Дистанционное обучение не компенсирует в полной мере весь образовательный процесс студентов, а следовательно, не может рассматриваться как полноценная замена очной формы обучения. По нашему мнению, и плата за него должна быть ниже», — пишет автор одной из петиций.

Подобных обращений на разных платформах много. Однако в самих учебных заведениях считают, что при переходе на «дистанционку» расходы у ВУЗов возросли.

Например, как сказался на трудозатратах преподавателей переход на дистанционное обучение, рассказал первый проректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Петр Карасев:

«РЭУ им. Г.В. Плеханова, как и большинство вузов, сохранил учебное расписание и не уменьшил объем контактной работы преподавателя со студентом. Контакт между преподавателями и студентами не прекратился, просто он реализован при помощи онлайн-технологий вместо привычной встречи в аудитории. Если говорить о затратах труда преподавателей, то общеизвестно, что они возросли. Научно-педагогическим работникам приходится больше времени тратить на подготовку к занятиям, регулярно отвечать на вопросы студентов в чатах или личных сообщениях, поступающих через различные каналы коммуникации», — подчеркнул он.

Экономить на обслуживании помещений при введении дистанционного обучения ВУЗы могут, но эту экономию с лихвой перекрывает другая статья расходов — оплата электронных сервисов, которые позволяют организовать удаленную работу с большим количеством студентов.

«Следует отметить, что оказание образовательных услуг с применением дистанционных технологий связано с повышенными расходами на содержание сетевой инфраструктуры и заработную плату вспомогательного персонала. В целом общие объемы затрат в расчете на одного обучающегося по традиционной очной форме с применением дистанционных технологий сопоставимы», — пояснили в пресс-службе Санкт-Петербургского государственного университета.

На это обратили внимание и в Плехановском университете.

«Расходы вузов не уменьшаются, а в краткосрочном периоде растут в случае закупок оборудования или оплаты услуг использования онлайн-платформ в рамках организации дистанционного режима обучения», — подчеркнул первый проректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Петр Карасев.

Как студенту снизить стоимость обучения?

Что же делать в этой ситуации студентам, ведь у разных ВУЗов разные ресурсные базы. Одни смогли перейти на дистанционное обучение качественно, у других система обучения ухудшилась. И возмущение большинства студентов и их родителей понятно. Ведь стоимость обучения в ВУЗах далеко не маленькая.

По словам председателя коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный», доцента МГИМО Константина Трапаиде, перерасчет оплаты обучения возможен. Стороны могут решить этот вопрос как в досудебном порядке, заключив мировое соглашение, так и в суде.

«Чтобы отстоять свое право, студенты должны доказать, что есть необходимость возврата денежных средств или компенсации за период, который они не доучились очно. Здесь каждый вуз будет индивидуально предоставлять документы, отстаивать свою позицию. Но если качество учебного процесса не пострадало и издержки не уменьшились, то суды, скорее всего, примут это во внимание. Если же вуз займет пассивную позицию, скажет: ну, обратился и обратился, пусть идет как идет, — полагаю, что где-то и присудят возврат или частичную компенсацию. Студенты могут аргументировать решение уменьшением трудозатрат преподавателей или ухудшением качества услуг, но важно, какие контраргументы представит вуз. Многое зависит и от того, как учебное заведение организовало дистанционную работу», — говорит Трапаиде.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть